Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua/history/avtomatyzyrovannye-systemy-upravlenyya-v-narodnom-hozyajstve-ukraynskoj-ssr' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
Матвеев М.Т.
АСУ РАСУ
Автоматизация информационных процессов планирования и управления в народном хозяйстве Украинской ССР на основе широкого использования современных средств сбора, передачи и обработки данных и необходимых для этого экономико-математических методов составляет содержание одного из важнейших направлений научно-технического прогресса в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи, народном образовании, науке и сфере обслуживания советского народа.
Капитальные вложения и затраты трудовых и материальных ресурсов в эту «непроизводительную» область должны существенно повысить качество планирования и управления объектами народного хозяйства: снижение простоев оборудования, потери рабочего времени и доли бракованной продукции, сокращение запасов, удельных затрат сырья, полуфабрикатов и улучшение других выходных технико-экономических показателей. Практически это значит, что применение новых методов и средств преобразования информации в аппарате управления предприятий, объединений, министерств и ведомств приведет к увеличению выпуска продукции на имеющихся производственных мощностях и снижению ее себестоимости, повышению рентабельности производства. Иными словами внедрение средств вычислительной техники в народное хозяйство республики должно обеспечить улучшение использования основных фондов, трудовых, финансовых и материальных ресурсов по управляемым объектам, снижение темпов роста численности аппарата управления на всех иерархических уровнях, а также систематическое снижение удельных затрат на управление.
Пятилетним (1971—1975 гг.) планом развития народного хозяйства Украиской ССР предусмотрено создать и внедрить на различных объектах и в организациях, расположенных на территории республики, более 300 автоматизированных систем управления, в основном по содержанию и количеству решаемых задач в составе первых очередей.
За три года текущей пятилетки введены в действие 169 АСУ различных объектов. Всего на территории республики функционируют 220 систем и 26 подсистем, в том числе 11 автоматизированных систем министерств и ведомств, 127 автоматизированных систем управления предприятиями и 82 автоматизированные системы управления технологическими процессами.
Использование средств вычислительной техники в составе АСУ является наиболее рациональной формой их внедрения для повышения получаемого народнохозяйственного эффекта и загрузки установленных вычислительных мощностей. Системные ЭВМ, как правило, загружены во времени на 40—50% больше, чем установленные в различных организациях машины, решающие отдельные задачи по заказам пользователей. Так, при среднесуточной загрузке ЭВМ средней мощности по республике в 1974 г. 11,4 ч/сутки ЭВМ «Минск-22» Коммунарского металлургического завода работает 21,4 ч/сутки, Одесского завода сопротивлений 20,6 ч/сутки.
Среднесуточная загрузка ЭВМ является важным показателем. Однако она не исчерпывает проблемы оценки эффективности как вычислительного центра, так и АСУ в целом, в составе которой ВЦ функционирует, Этот показатель является некоторым аналогом показателя использования производственных мощностей на промышленных предприятиях, который, как известно, входит в множество целой системы показателей, определяющих эффективность работы того или иного предприятия. Среднесуточная загрузка является пока единственным плановым и отчетным показателем, характеризующим «производственную» деятельность вычис лительных центров.
Эффективность функционирования АСУ в настоящее время оценивается рядом показателей: ростом выпуска продукции, повышением производительности труда работающих на объекте управления, снижением затрат производства, ростом прибыли и повышением рентабельности, уменьшением объема оборотных средств. Народнохозяйственная эффективность определяется величиной годового экономического эффекта и сроком окупаемости капитальных вложений на основании данных изменения указанных выше выходных технико-экономических показателей, вызванных вводом АСУ. В среднем по всем АСУ на территории республики срок окупаемости затрат на их создание составляет 3—4 года. Отклонения от этого среднего значения в лучшую и худшую стороны существенны. Имеются системы с окупаемостью в один год и менее, а также пять лет и более.
К лучшим по влиянию на выходные технико-экономические показатели объектов управления и по окупаемости затрат относятся АСУ: Донецкого машиностроительного завода им. Ленинского комсомола Украины, Днепропетровского трубопрокатного завода имени Ленина, Черниговского комбината химического волокна, Киевавтотранса, комбината «Донецк-уголь», завода «Точэлектроприбор» и др.
Проведенный Госпланом УССР, Институтом кибернетики АН УССР и комиссией Межведомственного совета по вопросам совершенствования управления в народном хозяйстве Украинской ССР анализ показал, что высокая эффективность этих систем в значительной степени обусловлена тем, что в их составе выполняются большие объемы оптимизационных плановых расчетов, обеспечивающие улучшение качества разрабатывае мых планов. Однако развитие подсистем планирования во многих АСУ различных уровней уже не удовлетворяет возрастающим требованиям эффективности автоматизации процессов планирования и управления.
Решение в действующих АСУ большого количества оперативных учетных и отчетных задач объясняется относительно простыми алгорит мами, ростом ежедневной потребности в данных о ходе производства и желанием получить как можно скорее практический результат при огра ниченных ресурсах квалифицированных кадров в области электронной вы числительной техники. Однако дальнейшее развитие электронных систем обработки данных должно идти по пути первоочередного решения в системах всех уровней задач, обеспечивающих максимально возможное улучшение качества планов предприятий, объединений, отраслей и все го народного хозяйства республики в целом. Это требование вытекает из закона планомерного, пропорционального развития народного хо зяйства, в основе которого лежит необходимость разработки научно обоснованных качественных народнохозяйственных планов, обеспечи вающих пропорциональное и эффективное развитие общественного производства. Рассмотрение вопросов о составе и очередности реше ния задач в АСУ должно проводиться прежде всего с этих позиций.
В этой связи важным является создание автоматизированной систе мы плановых расчетов Украинской ССР (АСПР республики), включающей в себя АСПР Госплана УССР, АСПР областных плановых комиссий и под систем планирования отраслевых автоматизированных систем управления.
Разработкой и осуществлением проекта этой системы предполагается путем системного применения средств электронной вычислительной техники и современных методов описания и решения плановых задач повысить качество народнохозяйственных планов на всех уровнях управления экономикой республики. Для снижения затрат на создание АСПР республики в проекте предполагается определить и разработать типовые блоки плановых расчетов с последующим их широким тиражированием.
АСПР республики понимается не как система новых «автоматизированных» плановых органов, а как современная научно-техническая база существующих органов планирования, эффективный инструмент работников плановых органов для повышения степени сбалансированности, научной обоснованности нормативной базы, комплексности разрабаты-ваемых планов.
В настоящее время Головным научно-исследовательским и информационно-вычислительным центром Госплана УССР разрабатывается технический проект АСПР Украинской ССР. Практическая реализация его на верхнем уровне (Госплан УССР) уже начата. Важнейшей задачей разработчиков этой системы следует считать поиск рациональных путей стыковки по входам-выходам элементов различного уровня, определение условий, которые позволили бы улучшить качество планов в цепи предприятие — объединение — министерство — Госплан республики с народнохозяйственных позиций и с учетом специфичных особенностей объектов планирования.
Государственным планом развития народного хозяйства Украинской ССР на 1974 г. предусмотрено внедрение еще 91 АСУ. Так, к началу 1975 г. на территории республики будет действовать более 300 автоматизированных систем управления. Темпы и объемы развития работ по созданию АСУ и существенный рост затрат ресурсов на эти цели требуют энергичного и конструктивного проведения принципа организационного, методологического и технического единства в этой области, предусмотренного решениями XXIV съезда КПСС.
Ввиду сложности проблема единства и совместимости систем не может быть решена только административными мерами путем издания соответствующих директив или же путем призывов к единству. По своей сути такая проблема эффективно и полностью может быть решена только в результате разработки специального проекта системы, объединяющей на принципах совместимости все АСУ на территории республики в единую республиканскую систему — составную часть Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Реализацию этого проекта рационально провести поэтапно через функциональные автоматизированные системы республиканских органов (АСПР, автоматизированная система государственной статистики, АСУ материально-техническим снабжением, автоматизированная система финансовых расчетов и др.), а также комплексы родственных отраслевых автоматизированных систем управления (АСУ министерств сельскохозяйственного профиля, АСУ строительных министерств и ведомств и др.).
Совет Министров УССР одобрил техническое задание на создание автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством Украинской ССР (РАС УССР), разработанное Госпланом УССР и Академией наук УССР. В настоящее время ГлавНИИВЦ Госплана УССР, Институтом кибернетики АН УССР и другими организациями ведется разработка эскизного проекта в многовариантном аспекте (на различные уровни капитальных затрат, потребных материальных ресурсов и эффективности) и комплексной целевой программы создания этой системы.
Одна из наиболее сложных проблем, которая должна быть исследована в эскизном проекте РАС,— это определение оптимального размещения вычислительных мощностей на территории республики. Трудности решения этой задачи обусловливаются отсутствием отработанных методов определения потребностей в вычислительных мощностях, оценки величины народнохозяйственного эффекта от внедрения средств вычислительной техники в различных звеньях экономики республики и сложившейся практикой создания вычислительных центров в рамках отдельных министерств и ведомств. Особенно сложным представляется рассмотрение этой проблемы применительно к разработке проекта плана внедрения электронных систем обработки данных в народное хозяйство на период 1976—1980 гг., к началу которого в республике уже будут действовать более 700 вычислительных центров и подразделений, использующих ЭВМ, подчиненных более 80 министерствам и ведомствам Госпланом УССР и ГлавНИИВЦ Госплана УССР проведены предварительные расчеты в этой области, которые подтвердили необходимость и показали возможную эффективность решения задачи оптимизации сети вычислительных центров.
Анализ результатов внедрения средств вычислительной техники в народное хозяйство Украинской ССР в 1971—1973 гг. показал ряд недостатков в этой области, которые должны быть устранены в возможно короткий срок силами республиканских организаций. К ним прежде всего относится несоответствие системы переподготовки и обучения инженерно-технических и руководящих кадров возможностям экономико-математических методов и электронной вычислительной техники в автоматизации информационных процессов планирования и управления объектами народного хозяйства. Имеющаяся сеть курсов недостаточно развита, отсутствует республиканский методический центр системы переподготовки, который обеспечивал бы высокое качество программ обучения и методику их реализации.
Министерства и ведомства республики еще недостаточно уделяют внимания вопросам повышения качества разрабатываемых планов внедрения средств вычислительной техники, особенно в обосновании экономической эффективности планируемых мероприятий. Не налажен контроль за выполнением плановых заданий и учет фактических затрат на их осуществление. На многих объектах вопросы увеличения загрузки и повышения эффективности использования дорогостоящих ЭВМ решаются медленно.
ЭВМ и создаваемые на их основе автоматизированные системы управления обладают большими возможностями по улучшению качества планирования и управления в народном хозяйстве. Задача состоит в том чтобы обеспечить их использование с максимальной эффективностью
Механизация и автоматизация управления, № 4, 1974