Автоматизированные системы управления в народном хозяйстве Украинской ССР

Матвеев М.Т.

Дата публикации: 
1974

АСУ РАСУ

 

Автоматизация информационных процессов планирования и управ­ления в народном хозяйстве Украинской ССР на основе широкого ис­пользования современных средств сбора, передачи и обработки данных и необходимых для этого экономико-математических методов составля­ет содержание одного из важнейших направлений научно-технического прогресса в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в связи, народном образовании, науке и сфере обслуживания советского народа. 

Капитальные вложения и затраты трудовых и материальных ресурсов в эту «непроизводительную» область должны существенно повысить ка­чество планирования и управления объектами народного хозяйства: сни­жение простоев оборудования, потери рабочего времени и доли брако­ванной продукции, сокращение запасов, удельных затрат сырья, полуфаб­рикатов и улучшение других выходных технико-экономических показате­лей. Практически это значит, что применение новых методов и средств преобразования информации в аппарате управления предприятий, объ­единений, министерств и ведомств приведет к увеличению выпуска про­дукции на имеющихся производственных мощностях и снижению ее себестоимости, повышению рентабельности производства. Иными слова­ми внедрение средств вычислительной техники в народное хозяйство республики должно обеспечить улучшение использования основных фон­дов, трудовых, финансовых и материальных ресурсов по управляемым объектам, снижение темпов роста численности аппарата управления на всех иерархических уровнях, а также систематическое снижение удель­ных затрат на управление.

Пятилетним (1971—1975 гг.) планом развития народного хозяйства Украиской ССР предусмотрено создать и внедрить на различных объек­тах и в организациях, расположенных на территории республики, более 300 автоматизированных систем управления, в основном по содержанию и количеству решаемых задач в составе первых очередей.

За три года текущей пятилетки введены в действие 169 АСУ различ­ных объектов. Всего на территории республики функционируют 220 си­стем и 26 подсистем, в том числе 11 автоматизированных систем мини­стерств и ведомств, 127 автоматизированных систем управления пред­приятиями и 82 автоматизированные системы управления технологически­ми процессами.

Использование средств вычислительной техники в составе АСУ явля­ется наиболее рациональной формой их внедрения для повышения полу­чаемого народнохозяйственного эффекта и загрузки установленных вычислительных мощностей. Системные ЭВМ, как правило, загружены во времени на 40—50% больше, чем установленные в различных организа­циях машины, решающие отдельные задачи по заказам пользователей. Так, при среднесуточной загрузке ЭВМ средней мощности по республике в 1974 г. 11,4 ч/сутки ЭВМ «Минск-22» Коммунарского металлургического завода работает 21,4 ч/сутки, Одесского завода сопротивлений 20,6 ч/сутки.

Среднесуточная загрузка ЭВМ является важным показателем. Одна­ко она не исчерпывает проблемы оценки эффективности как вычислитель­ного центра, так и АСУ в целом, в составе которой ВЦ функционирует, Этот показатель является некоторым аналогом показателя использования производственных мощностей на промышленных предприятиях, который, как известно, входит в множество целой системы показателей, опреде­ляющих эффективность работы того или иного предприятия. Среднесу­точная загрузка является пока единственным плановым и отчетным по­казателем, характеризующим «производственную» деятельность вычис лительных центров.

Эффективность функционирования АСУ в настоящее время оцени­вается рядом показателей: ростом выпуска продукции, повышением про­изводительности труда работающих на объекте управления, снижением затрат производства, ростом прибыли и повышением рентабельности, уменьшением объема оборотных средств. Народнохозяйственная эффек­тивность определяется величиной годового экономического эффекта и сроком окупаемости капитальных вложений на основании данных изме­нения указанных выше выходных технико-экономических показателей, вызванных вводом АСУ. В среднем по всем АСУ на территории респуб­лики срок окупаемости затрат на их создание составляет 3—4 года. От­клонения от этого среднего значения в лучшую и худшую стороны су­щественны. Имеются системы с окупаемостью в один год и менее, а так­же пять лет и более.

К лучшим по влиянию на выходные технико-экономические показате­ли объектов управления и по окупаемости затрат относятся АСУ: Донец­кого машиностроительного завода им. Ленинского комсомола Украины, Днепропетровского трубопрокатного завода имени Ленина, Черниговско­го комбината химического волокна, Киевавтотранса, комбината «Донецк-уголь», завода «Точэлектроприбор» и др.

Проведенный Госпланом УССР, Институтом кибернетики АН УССР и комиссией Межведомственного совета по вопросам совершенствования управления в народном хозяйстве Украинской ССР анализ показал, что высокая эффективность этих систем в значительной степени обусловлена тем, что в их составе выполняются большие объемы оптимизационных плановых расчетов, обеспечивающие улучшение качества разрабатывае мых планов. Однако развитие подсистем планирования во многих АСУ различных уровней уже не удовлетворяет возрастающим требованиям эффективности автоматизации процессов планирования и управления.

Решение в действующих АСУ большого количества оперативных учетных и отчетных задач объясняется относительно простыми алгорит мами, ростом ежедневной потребности в данных о ходе производства и желанием получить как можно скорее практический результат при огра ниченных ресурсах квалифицированных кадров в области электронной вы числительной техники. Однако дальнейшее развитие электронных систем обработки данных должно идти по пути первоочередного решения в системах всех уровней задач, обеспечивающих максимально возможное улучшение качества планов предприятий, объединений, отраслей и все го народного хозяйства республики в целом. Это требование вытекает из закона планомерного, пропорционального развития народного хо зяйства, в основе которого лежит необходимость разработки научно обоснованных качественных народнохозяйственных планов, обеспечи вающих пропорциональное и эффективное развитие общественного производства. Рассмотрение вопросов о составе и очередности реше ния задач в АСУ должно проводиться прежде всего с этих позиций.

В этой связи важным является создание автоматизированной систе мы плановых расчетов Украинской ССР (АСПР республики), включающей в себя АСПР Госплана УССР, АСПР областных плановых комиссий и под систем планирования отраслевых автоматизированных систем управления.

Разработкой и осуществлением проекта этой системы предполагается путем системного применения средств электронной вычислительной тех­ники и современных методов описания и решения плановых задач повы­сить качество народнохозяйственных планов на всех уровнях управления экономикой республики. Для снижения затрат на создание АСПР рес­публики в проекте предполагается определить и разработать типо­вые блоки плановых расчетов с последующим их широким тиражиро­ванием.

АСПР республики понимается не как система новых «автоматизиро­ванных» плановых органов, а как современная научно-техническая ба­за существующих органов планирования, эффективный инструмент работ­ников плановых органов для повышения степени сбалансированности, научной обоснованности нормативной базы, комплексности разрабаты-ваемых планов.

В настоящее время Головным научно-исследовательским и инфор­мационно-вычислительным центром Госплана УССР разрабатывается технический проект АСПР Украинской ССР. Практическая реализация его на верхнем уровне (Госплан УССР) уже начата. Важнейшей задачей разработчиков этой системы следует считать поиск рациональных путей стыковки по входам-выходам элементов различного уровня, определе­ние условий, которые позволили бы улучшить качество планов в цепи предприятие — объединение — министерство — Госплан республики с народнохозяйственных позиций и с учетом специфичных особенностей объектов планирования.

Государственным планом развития народного хозяйства Украин­ской ССР на 1974 г. предусмотрено внедрение еще 91 АСУ. Так, к началу 1975 г. на территории республики будет действовать более 300 автома­тизированных систем управления. Темпы и объемы развития работ по созданию АСУ и существенный рост затрат ресурсов на эти цели тре­буют энергичного и конструктивного проведения принципа организаци­онного, методологического и технического единства в этой области, предусмотренного решениями XXIV съезда КПСС.

Ввиду сложности проблема единства и совместимости систем не мо­жет быть решена только административными мерами путем издания соответствующих директив или же путем призывов к единству. По своей сути такая проблема эффективно и полностью может быть решена толь­ко в результате разработки специального проекта системы, объединяю­щей на принципах совместимости все АСУ на территории республики в единую республиканскую систему — составную часть Общегосударствен­ной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Реализацию этого проекта рационально провести поэтапно через функциональные автоматизированные системы республиканских органов (АСПР, автома­тизированная система государственной статистики, АСУ материально-техническим снабжением, автоматизированная система финансовых рас­четов и др.), а также комплексы родственных отраслевых автоматизи­рованных систем управления (АСУ министерств сельскохозяйственного профиля, АСУ строительных министерств и ведомств и др.).

Совет Министров УССР одобрил техническое задание на создание автоматизированной системы сбора и обработки информации для уче­та, планирования и управления народным хозяйством Украинской ССР (РАС УССР), разработанное Госпланом УССР и Академией наук УССР. В настоящее время ГлавНИИВЦ Госплана УССР, Институтом кибернетики АН УССР и другими организациями ведется разработка эскизного про­екта в многовариантном аспекте (на различные уровни капитальных за­трат, потребных материальных ресурсов и эффективности) и комплекс­ной целевой программы создания этой системы.

Одна из наиболее сложных проблем, которая должна быть иссле­дована в эскизном проекте РАС,— это определение оптимального раз­мещения вычислительных мощностей на территории республики. Труд­ности решения этой задачи обусловливаются отсутствием отработанных методов определения потребностей в вычислительных мощностях, оцен­ки величины народнохозяйственного эффекта от внедрения средств вы­числительной техники в различных звеньях экономики республики и сло­жившейся практикой создания вычислительных центров в рамках отдель­ных министерств и ведомств. Особенно сложным представляется рас­смотрение этой проблемы применительно к разработке проекта плана внедрения электронных систем обработки данных в народное хозяйство на период 1976—1980 гг., к началу которого в республике уже будут действовать более 700 вычислительных центров и подразделений, ис­пользующих ЭВМ, подчиненных более 80 министерствам и ведомствам Госпланом УССР и ГлавНИИВЦ Госплана УССР проведены предваритель­ные расчеты в этой области, которые подтвердили необходимость и по­казали возможную эффективность решения задачи оптимизации сети вычислительных центров.

Анализ результатов внедрения средств вычислительной техники в народное хозяйство Украинской ССР в 1971—1973 гг. показал ряд не­достатков в этой области, которые должны быть устранены в возможно короткий срок силами республиканских организаций. К ним прежде все­го относится несоответствие системы переподготовки и обучения инже­нерно-технических и руководящих кадров возможностям экономико-ма­тематических методов и электронной вычислительной техники в автома­тизации информационных процессов планирования и управления объек­тами народного хозяйства. Имеющаяся сеть курсов недостаточно разви­та, отсутствует республиканский методический центр системы перепод­готовки, который обеспечивал бы высокое качество программ обучения и методику их реализации.

Министерства и ведомства республики еще недостаточно уделяют внимания вопросам повышения качества разрабатываемых планов внед­рения средств вычислительной техники, особенно в обосновании эконо­мической эффективности планируемых мероприятий. Не налажен конт­роль за выполнением плановых заданий и учет фактических затрат на их осуществление. На многих объектах вопросы увеличения загрузки и повышения эффективности использования дорогостоящих ЭВМ реша­ются медленно.

ЭВМ и создаваемые на их основе автоматизированные системы уп­равления обладают большими возможностями по улучшению качества планирования и управления в народном хозяйстве. Задача состоит в том чтобы   обеспечить их использование с максимальной эффективностью

Механизация  и автоматизация управления,  №  4,  1974