Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua/perspective/elektronnoe-pravytelstvo-vozmozhnosty-y-neobhodymost' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
Григорьев П.В.
Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является необратимой тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети интернет, которая, являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации, уже активно используется в политическом процессе.
XXI век в нашей стране, да и во всём мире, это век перехода к информационному обществу, информационной цивилизации, где информация становится таким же традиционным ресурсом развития как энергия, сырьё и т.п. Использование информационных технологий открывает сегодня новые эффективные средства управления и взаимодействия органов власти, коммерческих структур и граждан. Примером таких средств является электронное правительство.
Данное явление появилось в нашей стране сравнительно недавно, а сам термин «электронное правительство» возник как буквальный перевод на русский язык английского слова «Electronic Government», которое имеет несколько значений. В их числе – правление или управление как действие или процесс. То есть, понятие «Electronic Government» относится скорее к формам и методам деятельности правительства, а не к правительству как совокупности органов государственной власти в стране в традиционном российском понимании. Это прикладное решение, самостоятельная идея повышения эффективности деятельности государства на основе современных технологий, в том числе интернет.
Модель электронного правительства строиться на основе представления об обществе как взаимосвязи трех основных элементов: граждан (citizen – C), правительства (government – G) и коммерческих организаций (business, B). При использовании такого подхода государство подобно корпорации со своими сотрудниками, руководством и заказчиками в лице граждан, заинтересованных в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. Для наиболее полного удовлетворения этих интересов руководящие органы корпорации должны постоянно повышать эффективность своей работы и при этом стремиться минимизировать издержки. По сути, речь идет о новой парадигме в государственном управлении, когда государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура. По линии «правительство – бизнес» (G2В) оно обеспечивает информационную поддержку бизнеса, создает площадки электронной торговли, поставки товаров и услуг, обеспечивает электронные налогово-финансовые механизмы взаимодействия. По линии «правительство – граждане» (G2С) информирует граждан о возможности обратной связи (участия в управлении), предоставлении услуг оплаты платежей, занимается удаленным оказание социальных услуг (образование, здравоохранение) в режиме 24×7. Что касается своей внутренней работы, – здесь государство отвечает за оптимизацию внутриорганизационных процессов в государственных структурах, унификацию информационных систем и стандартов (электронный документооборот), а также координацию в информационном обмене.
Выделяют три этапа в развитии «электронного правительства»:
Первый этап – начальный. Для него характерно простое присутствие правительственных органов в сети интернет. Информация базовая, сервисы ограничены.
Второй этап – интерактивный. Появляются электронные формы и процедуры обмена информацией. Пользователи могут заполнять бланки обращений, отправлять письма сотрудникам правительственных органов. Информация динамическая, представляется и обновляется регулярно.
Наконец, третий этап – Транзакционный. Характеризуется формированием информационной экономики. Граждане могут выполнять реальные
платежи за услуги через сайты правительств, а также проводить финансовые транзакции в режиме он-лайн.
Считается, что последняя стадия перехода традиционного правительства в электронное определяется существованием единого веб-портала, на котором можно найти любую правительственную информацию, где все правительственные услуги возможны в он-лайн режиме, а вся административная деятельность осуществляется с помощью электронных средств, т.е. на безбумажной основе.
Передовые страны сегодня находятся на стадии перехода от второго к третьему этапу развития «электронного правительства». Однако, даже без достижения финальной стадии развития электронного правительства, сегодня эта технология приносит весомые преимущества для правительства и общественности.
Преимущества для Правительства:
Преимущества для общественности:
В самом общем виде выгоды от использования электронных правительств можно сформулировать так:
Взаимодействие между правительственными органами и другими общественными субъектами происходит с помощью интернет-портала. Он представляет собой единую точку доступа к услугам, оказываемым правительством. Порталы могут быть структурно- и проблемно-ориентированными. Первые просто представляют собой надстройку над комплексом независимых сайтов отдельных органов власти, вторые же реализуют подход, отражающий первичность функций (услуг), а не внутренней структуры, его достоинство состоит в том, что пользователю необязательно знать специфических особенностей деятельности госорганов. Существуют также и синтетические порталы, соединяющие структурно – и проблемно-ориентированный подходы.
В России сегодня преобладают структурно-ориентированные порталы. В большинстве случаев они напоминают собой электронные книги: приемлемый уровень представленной информации сопровождается практически полным отсутствием инструментов диалога с властью. Этим они коренным образом отличаются от западных «электронных правительств».
По данным исследований Российской ассоциации менеджеров успехи в этой сфере измеряются, в лучшем случае, только двумя начальными фазами: публикацией информации на портале и односторонним взаимодействием по линии «правительство – граждане»
Для сайтов министерств и ведомств характерно отсутствие ориентации создаваемых информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Использование инструментов интерактивного взаимодействия, в лучшем случае, исчерпывается возможностью отправить краткое сообщение в орган государственной власти, подпиской на рассылку обновляемых материалов, голосованием по различным вопросам в режиме он-лайн или участием в тематических форумах.
В то же время в западных программах «электронного правительства» большое внимание уделяется созданию электронных сервисов для обслуживания частных лиц и бизнеса. Например, в США наиболее популярными услугами государства в он-лайне являются: заполнение налоговых деклараций, продление водительских лицензий, получение разрешений на охоту, регистрация бизнеса и т.п.
Таким образом, сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что органы власти России в целом еще далеки от осознания стандартов «электронного правительства». На текущий момент в нашей стране только начинает осуществляться переход от первого этапа (становления) ко второму (взаимодействие). Порталы органов российской власти принципиально отличаются от западных аналогов. И отличие это заложено в самой программе «Электронная Россия»: если программы развития информационного общества в США и странах Европы характеризуются социально-экономической направленностью и нацелены на человека, то российская программа информатизации в основном отражает интересы государства.
Автор: Григорьев П.В.
ЯРГУ им. П.Г. Демидова, 2006
1. Федеральная целевая программа » Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»
2. Материалы сайта компании «Процесс Консалтинг»: URL: http://www.processconsulting.ru/project/nl121202_2.html
3. Зарубежный опыт по организации правительственных порталов // Информационный бюллетень ФЦП «Электронная Россия». №1. 2002. C. 28—29
4. Интернет как фактор доступности и открытости власти для общества // Информационный бюллетень ФЦП «Электронная Россия». №1. 2002. C. 30—33
5. Скрипкин Д., Пичугин И. Рейтинг открытости сайтов федеральных органов власти РФ // Продовольственный бизнес. № 5. 2003.