Два подхода к государственной автоматизации: ГАСУ или ОГАС?

Грин Нэлли Михайловна

Дата публикации: 
2010

ОГАС

 Погрузившись в свои мемуары и изучая при этом историю развития АСУ в СССР и России (сейчас взгляд на многие вещи другой, да и информации у нас в то время было совсем мало), я все же стараюсь не выключаться совсем уж из текущих событий в нашей отрасли. И многолетняя привычка не умерла еще, да и просто интересно.

Так как последние годы я была связана с автоматизацией в Госуправлении и многое знала о том, что там происходит, то и сейчас в первую очередь слежу за событиями в этой сфере.

ГАСУ – итог проекта «Электронная Россия»?

И вот, уже в новом 2010 году  – 13 января - публикация от cnews: «Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление №1088 от 25 декабря 2009 г «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (ГАСУ)». В приложении к Постановлению П О Л О Ж Е Н И Е о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление», которое  определяет цель создания, назначение и структуру единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление», участников ее создания и эксплуатации, их полномочия и обязанности. Система создается с целью повышения эффективности государственного управления.

 С ее помощью будет: 

  • обеспечиваться информационно-аналитическая поддержка принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов; 
  • оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей социально-экономического развития и исполнению ими своих полномочий»

Среди пользователей системы – Администрация президента, Аппарат правительства, Счетная палата и полномочные представители президента в федеральных округах.  Сотрудники этих ведомств должны через ГАСУ в режиме реального времени контролировать показатели эффективности работы чиновников. Для передачи данных используются каналы связи Федеральной службы охраны (ФСО).

Уже есть готовые элементы: «Разработаны ведомственные информационные системы, а также центральная информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ органов государственной власти к ведомственным и региональным информационным ресурсам», – говорится в сообщении компании «Прогноз».

Общий объем завершенных работ не очень ясен, но известно, что « Только объем отчетной документации  составил 350 томов. Полностью сделано техническое проектирование, разработан прототип системы». Было добавлено 10 подсистем, которые сейчас доступны для эксплуатации в тестовом режиме. В 2010 г. предполагается аттестация системы, после чего планируется ее ввод в опытную эксплуатацию».  Работы  проводятся в соответствии с документами по «Электронной России», финансируется ГАСУ  по линии Минкомсвязи.

Система еще и не внедрялась, но…

«Впрочем, сами чиновники не уверены в работоспособности системы. «Я не думаю, что эта система действительно заработает, – выразил сомнения в успехе проекта источник CNews в правительстве. – Проблема в том, что сейчас для нее чиновникам нужно повторно готовить данные, которые они отдают в Росстат и Минрегион. Выбран не лучший подход к решению задачи контроля за работой госслужащих».

Специалисты также говорят, что эффективность ГАСУ будет зависеть от ее реализации. «Нет особых проблем вынести на рабочие столы руководителей страны метрики для оценки работы чиновников (dashboard) на основе предоставляемой ими информации, но значительно труднее и полезнее сопоставить данные разных ведомств между собой, – говорит CNews источник в руководстве ИТ-компании.»

И пришло мне сразу на память:

50 лет назад…

 «Еще в начале 60-х годов Виктор Михайлович Глушков сформулировал и начал пропагандировать идею объединения АСУ различных звеньев и уровней в общегосударственную автоматизированную систему(ОГАС). По его инициативе и под его руководством  был разработан предэскизный проект «Единой Государственной сети вычислительных центров», который стал основой  представлений того времени об ОГАС. По существу, речь шла о создании научно-технической базы для управления экономикой страны и организации информационной индустрии. Предполагалось построить около ста головных и порядка 10 тысяч районных центров для непрерывной обработки и обмена экономической информацией. Подобной системы в мире тогда еще не было. С задачей создания ОГАС связаны теоретические исследования Виктора Михайловича Глушкова в области макроэкономики.

Наличие тотального планового хозяйства в бывшем СССР при всем своем ретроградстве, имело и некоторые положительные свойства: например,  возможно это могло бы  позволить создать достаточно эффективную систему управления экономикой на базе использования ИС.

 Придерживаясь именно такого подхода, В. М. Глушков и сделал ставку на ОГАС. Создание ОГАС давало уникальную возможность объединить информационную и телекоммуникационную структуру в стране в единую систему, позволяющую на новом научно-техническом уровне решать вопросы экономики, образования, здравоохранения, экологии, сделать доступными для всех интегральные банки данных и знаний по основным проблемам науки и техники, интегрироваться в международную информационную систему.

Был ли шанс?

Была проведена гигантская работа по подготовке общественного мнения к восприятию идей АСУ и ОГАС. Много писал сам Глушков В.М. Так  28 сентября 1971 г. в «Правде» была опубликована статья Глушкова «ВСЕСОЮЗНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ»,  в которой упоминается, что  «работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны, предусмотрены 9–м пятилетним планом. При этом обеспечить с самого начала проведение принципа организационного, методологического и технического единства этой системы».

В том числе Глушков показывает, что в подходе к созданию общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС) встречаются два наиболее характерных, по его мнению, ошибочных взгляда.

В соответствии с одним из них проблема сводится к строительству сети территориальных межведомственных вычислительных центров, снабженных мощными электронными вычислительными машинами (ЭВМ), которые должны решать отдельные задачи планирования и управления промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями. Но это совсем не так - неизбежно  изменение традиционных процедур управления, которое выльется в новые организационные формы. Проектировать надо не разрозненную сеть вычислительных центров, а всю систему управления в целом. Справиться с этой задачей можно, лишь объединив усилия всех отраслей народного хозяйства.

Другая характерная ошибка, по мнению Глушкова В.М.,  состоит в таком понимании проблемы: «нельзя ли ограничиться созданием отраслевых, ведомственных вычислительных центров, сумма которых и составит ОГАС?  Дело в том, что главные резервы повышения эффективности управления народным хозяйством как раз и сосредоточены на “стыках” различных ведомственных систем. Вместе с тем, приведение в действие этих резервов и представляет наибольшие трудности. Для решения этой задачи недостаточно наладить лишь координацию работ по созданию ведомственных автоматизированных систем управления (АСУ). Здесь требуются совершенно новый подход, специальная техническая база. Главный конструктор ОГАС должен решать, прежде всего, проблемы “стыковых” процедур, не вмешиваясь без необходимости в разработку систем управления министерств и ведомств…Чтобы не утонуть в  огромной проблеме, необходимо в первую очередь сосредоточить внимание на создании информационной базы и соответствующих процедур управления, на “стыковых” задачах. К важнейшим из них, на тот момент Глушков относит организацию взаимодействия информационно-вычислительных центров министерств с такими же центрами Госплана СССР и госпланов союзных республик при разработке и корректировке годовых и пятилетних планов, подготовке крупных правительственных решений. В перспективе введение общегосударственной системы войдет весь комплекс проблем совершенствования системы управления экономикой, носящих межведомственный характер. Для их успешного решения понадобится участие различных научных организаций, широкого круга ученых и практиков.»

«Возникал, кроме того, немаловажный вопрос – какой орган должен быть “владельцем” ОГАС и системы общегосударственных вычислительных центров? Если иметь в виду лишь чисто технические функции (сбор и передача информации), эксплуатацию системы можно было бы поручить одному из ведомств, например министерству связи. Однако диспетчерские обязанности системы, а тем более функции, связанные с решением задач в масштабах всего народного хозяйства, заставляют по-иному подойти к вопросу. Исходя из этих соображений, эксплуатацию государственной системы целесообразнее всего возложить на специальный государственный орган. Межведомственный характер ОГАС, огромные масштабы предстоящих работ по ее созданию выдвигают эту проблему на уровень важнейших, имеющих общенациональный характер.»

Тогда проект умер..

Этот проект не получил необходимой поддержки у руководства страны и не был реализован, и  планам Глушкова не суждено было сбыться. Проблему компьютеризации государственного управления экономикой, в конце концов, поручено было решать тому, против кого была, по сути, направлена программа Глушкова – ЦСУ. Проблема сразу была выхолощена, превратилась в задачу совершенствования, по сути, работы ЦСУ и даже получила название – «создать Общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления».  Несмотря на решения партийных съездов, единой целевой программы в стране не было, не было соответствующего финансирования. Страна начала отставать уже в решении инженерных задач проектирования ЭВМ и их сетей. ЦСУ, как и следовало ожидать, не смогло решить вопросы интеграции разработок, производства и экспериментов по реализации программы. Головное министерство по АСУТП, АСУП и ОАСУ Министерство приборостроения свело свою задачу по внедрению систем к обеспечению решения лишь ограниченного и не определяющего множества задач.

С отрицанием всего и вся предшествующего в годы власти Горбачева программа создания ОГАС вообще перестала существовать, хотя что-то наподобие замышлявшегося Главкомупра и было создано.

Не буду пока проводить свои сравнения широты подхода, значимости разработок, политических задач и т.д. На это еще придет свое время.

Но в качестве продолжения мемуаров скажу только, что в за период 1971-1995гг мне не приходилось видеть книги лучше, чем последняя книга Виктора Михайловича Глушкова «Основы безбумажном информатики».Она вышла в 1982г., сразу стала большой редкостью, и почитать мне ее давали на 2 или 3 дня. Но для меня она стала  во многом установочной по компьютеризации вообще, думаю, что не устарела совершенно, если посмотреть на нее правильным сегодняшним взглядом (ведь перечитывали мы совсем недавно «Мифический человеко-месяц» – и с большим интересом), но пока не могу ее найти.

Именно в этой книге были  конспективно изложены базовые принципы информационных технологий и ключевые модели и методы «компьютеризованного бытия» нового информационного общества.