ПРОЕКТ ОГАС В.М. ГЛУШКОВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В.В. Глушкова, С.А. Жабин

Дата публикации: 
2013

ОГАС

ПРОЕКТ ОГАС В.М. Глушкова.Исторические предпосылкиНаучных и организационных принципов информационного общества

В.В. Глушкова, С.А. Жабин

Украина, г. Киев, Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины, Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки имени Г. М. Доброва НАН Украины

Проспект Академика Глушкова, 40, Киев, 03680 МСП, Украина, бульвар Тараса Шевченко, 60, Киев, 01032, Украина

 

В первой половине XXI века одной из задач, которые стоят перед независимой Украиной и прописаны в действующем законодательстве, является построение информационного общества [1]. В ее решении может помочь исследование истории советской информатики и опыта построения Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС), который разрабатывался под научным руководством пионера советской кибернетики и основателя всемирно известного Института кибернетики НАН Украины Виктора Михайловича Глушкова (1923–1982).

В 1964 г. проект имел название – Единая государственная сеть вычислительных центров СССР (ЕГСВЦ), а в 1980-х – Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Именно благодаря реализации этих проектов в СССР ускорилось развитие и создание информационных технологий. Только в последние годы становятся доступными (из частных архивов) для исследования материалы–первоисточники по ЕГСВЦ/ОГАС, которые ранее был засекреченным [2; 3].

В своих предсмертных воспоминаниях В. М. Глушков в 1982 г. утверждал: «Построение такой сети (ЕГСВЦ/ОГАС. – Прим. С.Ж.) позволило бы собирать и оптимальным образом использовать экономическую, научно–техническую и любую другую информацию, а также обмениваться ею в интересах потребителей, что очень важно в наше время для перехода к информационному обществу» [4, с. 111]. Одной из основных черт ОГАС, как советской концепции информационного общества В.М. Глушкова можно назвать всеобщую автоматизацию экономических и технологических процессов, интеллектуальной работы и процессов управления.

Основные принципы построения автоматизированных систем организационного управления (АСОУ) и принципы построения ОГАС, изложены В.М. Глушковым в главе 3 “Автоматизированные системы” его книги “Введение в АСУ”. :

В.М. Глушков в 1974 г. назвал следующие основные принципы проектирования ОГАС [5, с. 290-295]:

1. наиболее экономное и эффективное использование связи;

2. должно существовать в ОГАС центральное (междуведомственное) звено, выполняющее функции диспетчеризации и коммутации сообщений, его техническая база система общегосударственных (междуведомственных) информационно-вычислительных центров, являющихся одновременно и центами коммутации сообщений;

3. помимо обычных территориальных ОГИВЦ в системе должен существовать головной ОГИВЦ, расположенный в непосредственной близости от места сосредоточения центральных органов управления (от уровня министерства или ведомства и выше) и соединенный с ВЦ этих органов широкополосными каналами связи;

4. в случае изменений (организации нового министерства или передачи предприятия) структура ОГАС остается прежней, а измениться ведомственная принадлежность абонентов, сеть ОГИВЦ должна иметь свою собственную человеко-машинную диспетчерскую службу, организующую удовлетворение поступающих абонентов заявок на информацию;

5. ведомственные ВЦ в методическом отношении должны быть подчинены ОГАС, т.е. ее информационно-техническим службам;

6. основными абонентами ОГАС являются АСУ крупных промышленных предприятий и объединений, вычислительные (ВЦ), сеть ВЦ, кустовые ВЦ мелких организаций, информационно-диспетчерские пункты (ИДП);

7. общее требование к составу информации на низовом звене (построение информационной базы ОГАС) заключается в том, что она должна быть полной, объективной и своевременной;

8. в информационную базу должен быть включен перспективный план-прогноз развития отрасли в динамическом представлении, а также планы на более короткие периоды (5 лет и 1 год), специальный массив должен быть отведен для различных постановлений, приказов и распоряжений.

В.М. Глушков не поставил свою подпись на эскизном проекте ОГАС 1980 г. (хотя и оставался научным руководителем проекта), поскольку документ был ориентирован на информационно–техническое сопровождение существующей системы органов государственной власти. Т.е. идеи ученого о реорганизации системы управления страной не нашли полного воплощения в проекте, который был принят в очень компромиссном варианте.

Документ был утвержден директором ВНИИПОУ членом–корреспондентом Д.Г. Жимериным, также его подписал заместитель директора ВНИИПОУ Ю.О. Михеев. Ответственный разработчик – кандидат технических наук – В.Г. Лисицин.

Эскизный проект выполнен на основании научно–технической программы ГКНТ на 1980–1985 гг. по проблеме 0.80.02, тема 01 «Разработать методические материалы по обеспечению организационного, информационного, программного и технического единства АСУ в ОГАС. Разработать эскизный проект ОГАС», задание 01.01 «Разработать эскизный проект ОГАС».

«Эскизный проект ОГАС» был определен как методический материал, на основании, которого должно было осуществляться поэтапное проектирование ОГАС и совершенствование методологии управления разработками, проводимыми в стране по государственным и отраслевым научно–техническим программам и планам создания и развития АСУ различного назначения и их поэтапного объединения в ОГАС на принципах программно–целевого управления. Эскизный проект состоит из введения и 22 глав. Объем рукописи – 670 с.

Необходимо подчеркнуть, что проект ОГАС внедрялся в реальной экономике Советского Союза (в частности в экономике Украины), а также в экономике Болгарии и вовсе не являлся одной лишь бумажной концепцией, изложенной в документах. Например, в УССР проводились работы по построению республиканского уровня ОГАС (РАСУ), отметим, что в структуре ОГАС были запланированы союзный, республиканский и территориальный уровни [3, с. 211; 6]. В Болгарии велись работы по созданию Единой Системы Социальной Информации (ЕССИ), так называемой Болгарской ОГАС.[8]

Современная историческая наука называет ряд причин, послуживших основным тормозом в построении ОГАС: сопротивление бюрократического аппарата (так называемое, столкновение ведомственных интересов); технические проблемы, вызванные несовершенством ЭВМ третьего поколения; недооценка человеческого фактора [7]. В дальнейшем смерть в 1982 г. автора проекта ОГАС В.М. Глушкова, переход на новую модель хозяйствования в связи с «перестройкой», а также широкое распространение персональных компьютеров привели к полному свертыванию проекта к началу 1990–х гг.

Часто среди публикаций можно встретить точку зрения, что ОГАС был ранней советской версией Интернета. Отметим, что основная функция глобальной сети Интернет – коммуникационная (передача данных меж абонентами). Цель ОГАС (совсем другая) – переход экономики СССР на пятый технологический уклад и создание информационного общества. А это и электронный документооборот, и электронный денежный оборот, и сетевое управление экономикой СССР и многое другое. Компьютерная сеть – это не весь ОГАС, а всего лишь его часть. Конечно, имело бы место on–line–общение граждан, электронные библиотеки и др. Но предполагаемые функции советского ОГАС намного шире современного Интернета. ОГАС скорее можно сравнивать с e–правительством, е-демократией и е-управлением, которое начало развиваться на Западе только с 1990–х гг.

Можно утверждать, что ОГАС был первой попыткой построения информационного общества в мире, хоть и на базе социалистической экономики СССР. В проекте ОГАС положено начало многим научным и организационным принципам функционирования современного информационного государства независимо от формы собственности и социального строя. Поэтому опыт построения ОГАС может быть очень полезным в построении информационного общества и на современном этапе.

 

Список использованных источников

 

1. Закон України «Про Основні засади розвитку інформаційного суспільства в Україні на 2007–2015 роки»вiд 09.01.2007 р. №537–V[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/rada/show/537–16

2. Предэскизный проект (предварительный вариант) Единой Государственной сети вычислительных Центров СССР (ЕГСВЦ) [Электронный ресурс] / предс. комиссии В. М. Глушков. – Режим доступа :

http://www.ogas.kiev.ua/sites/default/files/docs/2011/03/18/doc/proekt-e....

3. Эскизный проект. Сводный том. Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) / Государственный комитет СССР по науке и технике. Всесоюзный научно–исследовательский институт проблем организации и управления. – № ГР 75052902 ; Экз. № 00018. (Для служебного пользования).

4. Малиновский Б.Н.Очерки по истории по истории компьютерной техники в Украине /Малиновский Б.Н. – К.: Феникс, 1998. – 452 с.

5. Глушков В. М.Введение в АСУ / В. М. Глушков. – [изд. 2-е, испр. и доп.]. – К. :Техніка, 1974. – 320 с.

6. Эскизный проект. Том 7. Территориальные звенья РАС УССР. Республиканская автоматизированная система  сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством Украинской ССР / Главный научно-исследовательский вычислительный центр Госплана УССР. Институт кибернетики Академии наук УССР ; Экз. № 218. (Для служебного пользования).

7. Кутейников А.В. Проект общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС) и проблемы его реализации в 1960–1980–х гг.: автореф.дис. на соискание уч.степени канд.истор.наук : спец. 07.00.02«Отечественная история» / А. В. Кутейников. – М.,2011.– 25 с.

8. Глушкова В.В., Морозов А.А., Коробкова Т.В. Создание Единой системы социальной информации(ЕССИ) – Болгарской ОГАС. Математичні машини і системи, №3, 2013 р., стр.3-21.

 

Печатается по материалам:

Тези доповідей "МІЖНАРОДНИЙ НАУКОВИЙ КОНГРЕС 

«ІНФОРМАЦІЙНЕ СУСПІЛЬСТВО В УКРАЇНІ»"  29 жовтня 2013 р., стр 24-26 http://congress.ogp.gov.ua/sites/default/files/Congress_2013-p1%20p2%281%29.pdf