Материалы к истории становления и развития ОГАС и РАС

оттсутствует

Дата публикации: 
1976

ОГАС РАСУ

1. Исходные предпосылки   (1960-1965гг)

 

 

1.1  Методология.

 

-         В начале 60-х годов в связи с усложнением объективно-необходимых задач управления народным хозяйством в условиях НТР и возможностями информационно-вычислительной техники начались работы в нашей стране по автоматизации управления.

-         В конце 1964- начале 1965гг в ГКНТ была создана комиссия во

     главе с Глушковым, которая составила докладную записку в

     центральные органы управления народным хозяйством с общей

     концепцией создания ОГАС.  По существу был разработан

     предэскизный проект ОГАС, как единой системы взаимосвязанных

     и взаимодействующих АСУ для всех уровней и звеньев управления 

     на основе ГСВЦ, объединяющей все ВЦ страны полной системой 

     вертикальных и горизонтальных информационных связей с

     помощью каналов ОГСПД. Эта концепция обеспечивала  

     методологическое, техническое и организационное единство

     создаваемых АСУ с целью последовательного объединения их в

     единое целое – ОГАС для эффективного решения задач учета,

     планирования и управления народным хозяйством на общей

     информационно-программно-технической базе.

 

 

  1.2. Техника.

 

-    В начале 60-х годов на смену ЭВМ первого поколения стали 

     появляться машины второго поколения, позволяющие помимо

     традиционных инженерных  и научно-технических задач решать

      задачи массовой обработки информации.

-         В 1961 г. в ИК АН УССР создана первая в Союзе управляющая

ЭВМ широкого назначения «Днепр».

 

 

 1.3. Организация.

 

-          В 1963г. в ИК АН УССР под руководством В.М.Глушкова начата

Разработка первой в Союзе АСУ для предприятия с массовым характером производства и быстропротекающими процессами (система «Львов»).

 

1.4. Результаты.

 

-         Критическое осмысливание отечественного и зарубежного опыта использования ЭВМ в автоматизации управления позволило сформулировать основные принципы и наметить основные пути создания АСУ в народном хозяйстве.

 

 

2. Этап становления (1966-1970гг).

 

      2.1. Методология.

 

-         В 1966г. на заседании СМ СССР состоялось обсуждение

предэскизного проекта ОГАС с учетом основных возражений против него. Так, по мнению ЦСУ, следовало разрабатывать ОГАС лишь для отчетно-статистических работ, а Госплан предлагал создать вначале отдельные отраслевые и ведомственные АСУ, которые в дальнейшем при необходимости будут состыкованы. В результате обсуждения системная концепция ОГАС не была принята и разработка АСУ в стране лишилась методологического, технического и организационного единства. Это привело к созданию разрозненных и малоэффективных АСУ, решающих частные внутренние задачи и не позволяющих выявить все возможности автоматизации в условиях взаимосвязанного социалистического хозяйства.

-         В 1969г. с увеличением сложности управления народным

хозяйством и в связи с недостаточностью работ по автоматизации управления была вновь создана комиссия в ГКНТ под началом В.М.Глушкова для разработки новой докладной записки по созданию единой общегосударственной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Комиссия приняла решение вынести концепцию ОГАС в планы IX пятилетки (1971-1975гг).

 

2.2 Техника.

 

-         С целью эффективного использования информационно-

     вычислительной техники выдвинута впервые в ИК АН УССР

     концепция интеграции автоматизированных систем обработки

экспериментальных данных, проектирования и управления предприятиями в единую комплексную АСУ.

 

2.3. Организация.

 

-         В условиях дефицита и недостаточной квалификации кадров –

     разработчиков АСУ была выдвинута впервые в 1967г. в ИК АН

     УССР идея индустриализации создания этих систем на основе

     типизации проектов и решений.

 

2.4. Результаты.

 

-         Отступление от системных принципов создания АСУ, как основных

     частей целого – ОГАС, привело к построению целого ряда систем с

низкими техникоэкономическими показателями, не удовлетворяющими возросшим требованиям со стороны народного хозяйства. Это вызвало настоятельную необходимость пересмотра принятого внутриведомственного подхода к созданию АСУ в направлении их методологического, технического и организационного единства на основе широкого применения типовых проектов и решений.

 

 

3. Начальный этап (1971-1975гг).

 

3.1 Методология.

 

-         В 1971г. Директивами XXIVс. КПСС было предусмотрено:

     «Развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных

     систем планирования и управления отраслями, территориальными

     организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду

               создать общегосударственную систему сбора и обработки

               информации для учета, планирования и управления народным

               хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и

               единой автоматизированной сети связи страны». В результате

               началась практическая разработка ОГАС по двум, не связанным

               одной программой направлениям: создание ГСВЦ, как

               общесистемной обеспечивающей базы ОГАС, и построение

               отдельных  функциональных звеньев этой системы (межотраслевых,

               отраслевых и территориальных). В качестве функционально-

               территориальных звеньев ОГАС начались также разрабатываться

               республиканские автоматизированные системы.

-         Научным руководителем ГСВЦ и РАС УССР был назначен

               В.М.Глушков, разработавший основные методологические

               принципы и подходы к созданию этих систем (см.  В.М.Глушков

               «Введение в АСУ», К., Техника, 1972г.). В.М.Глушков впервые

               предложил подход к планированию народным хозяйством в условиях ОГАС, позволяющий сочетать программно-целевые методы с традиционными балансовыми, разработал методологию управления научно-техническим прогрессом и социальными процессами, описал достаточно полной системой экономико-математических моделей все основные звенья ОГАС (это представлено в книге В.М.Глушкова «Макроэкономические модели. Принципы построения ОГАС», которая с 1973г. находится в издательстве «Статистика»).

-         В 1973г. ИК АН УССР совместно с ВНИИПОУ при ГКНТ и др. организациями разработал технико-экономическое обоснование ГСВЦ, в котором описаны и обоснованы основные этапы создания этой сети. Более детальная проработка указанных вопросов сделана в 1974г. в эскизном проекте, и в 1975г. -  в техническом проекте ГСВЦ.

-         В 1973г. ИК АН УССР совместно с ГлавНИИВЦ при Госплане УССР разработал также ТЗ на РАС УССР, а в 1974г. – эскизный проект этой системы, в котором определены основные принципиальные основы создания ее информационно-программно-технического обеспечения, сформулированы требования со стороны системы к межотраслевым, отраслевым и территориальным звеньям.

 

 

3.2. Техника.

 

-         В 1972г. начался выпуск первых в Союзе ЭВМ третьего поколения

ЕС ЭВМ, предназначенных для широкого использования в различных областях народного хозяйства. В создании этих машин принимали участие различные коллективы специалистов научно-исследовательских учреждений и предприятий стран-участниц СЭВ – Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, СССР и Чехословакии.

 

 

3.3 Организация.

 

-         В начале 70-х годов по инициативе ИК АН УССР начали появляться

специальные организации (типа «Каскад» в 1973г.) для индустриального внедрения типовых проектов и решений АСУ на различных уровнях народного хозяйства.

-         В 1972г. создана головная организация в области проведения

     научно-исследовательских работ по совершенствованию управления

     отраслями народного хозяйства в целом – ВНИИПОУ при ГКНТ под

     научным руководством В.М.Глушкова.

-         Для координации и научно-методического руководства работами по

     созданию РАС УССР в 1974г. при научном руководителе этой

     системы создан Совет главных конструкторов АСУ в народном

     хозяйстве республики.

-         С участием ведущих ученых ИК АН УССР начал учебную работу

     Ин-т управления народным хозяйством для переподготовки и

     Повышения квалификации руководящих работников в области

     экономико-математических методов и электронных систем

     обработки данных.

 

 

3.4. Результаты.

 

-         По предварительным данным отчисления в народное  хозяйство за

счет АСУ составляют в IX пятилетке ~ 1,5 млрд. руб.

-         В связи c резким увеличением программы создания АСУ, выдвинутой XXIVс. КПСС на IX пятилетку (до 2600шт.) и не подкрепленной достаточными организационными мероприятиями (дефицит кадров и отсутствие заказчика по ОГАС и РАС на высшем уровне управления), а также материально-техническими условиями (отсутствие экспериментально-методической базы типового проектирования составных элементов ОГАС и РАС), эффективность этих работ была по-прежнему низкой. Это требует дополнительного к ним внимания со стороны высших органов управления.

 

 

 

4. Проблемы и перспективы развития.

 

   4.1. Методология.

 

-         Разработка систем взаимосвязанных и взаимодействующих

     экономико-математических моделей, отображающих все звенья

     народного хозяйства и обеспечивающих сочетание целевых методов

     управления общественным производством, с балансовым.

-         Обоснование технико-экономической и социально-организационной

Эффективности создания и функционирования ОГАС и РАС.

-         Разработка программно-целевых методов создания ОГАС и РАС.

-         Создание единой концепции ОГАС с учетом стыковки с АСУ социалистических и других стран.

  

 

  4.2 Техника.

 

-         Разработка и освоение в промышленном производстве новых

поколений ЭВМ, допускающих объединение в многомашинные комплексы и осуществляющих решение задач в режиме дистанционного и коллективного использования мощностей.

-         Разработка программно-технических средств связи между ЭВМ для

их взаимодействия в рамках РСВЦ

         

-         Создание ЗУ сверхбольшой емкости, допускающих оперативный

поиск и выдачу информации в автоматизированных банках данных.

-         Создание общегосударственного и республиканских фондов

     алгоритмов и программ.

 

 

4.3. Организация.

 

-         Совершенствование структуры управления народным хозяйством в

соответствии с требованиями и возможностями ОГАС и РАС.

-         Создание специального межведомственного органа, ответственного

за создание, эксплуатацию и модернизацию ОГАС на индустриальной основе.

-         Подготовка кадров для проектирования, внедрения и эксплуатации

ОГАС.

 

 

4.4. Результаты.

 

-         Создание ОГАС обеспечит наиболее полную реализацию всех

преимуществ плановой социалистической системы хозяйствования в соревновании с капиталистической.

 

 

 

17.1.76.