АСУ Железнодорожного транспорта

АСУ ОАСУ

АСУ железнодорожного транспорта (АСУ ЖТ). Она охватывает все уровни управления железнодорожными перевозками. Среди всех видов транспорта на железнодорожный приходится 622% грузовых перевозок и 41,8% пассажирских. Железнодорожный транспорт обеспечивает 72,5% всех грузовых перевозок внутри страны. Железные дороги нашей страны выполняют более половины грузооборота мировой железнодорожной сети.

Железнодорожный транспорт СССР имеет сложившуюся систему эксплуатации, включающую в себя планирование перевозок и эксплуатационной деятельности, организацию вагонопотоков, работу станций, депо и других подразделений на основе технологических процессов, взаимоувязанных с графиком движения поездов, техническое нормирование и оперативное планирование эксплуатационной работы, систему норм и правил, обеспечивающих содержание постоянных устройств и подвижного состава в исправном состоянии и безопасность движения поездов.

Цели и задачи разработки и внедрения АСУ ЖТ состоят в совершенствовании управления железнодорожным транспортом и прежде всего в эффективном управлении эксплуатационной деятельностью, включая оптимальное планирование и поддержание режима работы железнодорожной сети, обеспечивающего наилучшее использование технических средств транспорта, высокие экономические показатели и производительность труда для удовлетворения потребностей страны в перевозках.

Внедрение АСУ ЖТ повышает оперативность управления. Особенность АСУ ЖТ по сравнению с отраслевыми АСУ промышленности—осуществление как административных, так и технологических функций управления перевозочным процессом на всех уровнях управления, имея в виду и центральный орган—Министерство путей сообщения СССР.

Эксплуатационная деятельность включает в себя долгосрочное, годовое, квартальное, месячное и оперативное (на несколько суток и менее) планирование грузовых и пассажирских перевозок и эксплуатационной работы, разработку графика движения, составление плана формирования поездов, планирование текущего содержания и различных видов ремонта технических средств транспорта, управления подведомственными заводами и кадрами, материально-техническое снабжение, коммерческие операции, оперативно-статистический и бухгалтерский учет, научно-техническую информацию и др.

На железнодорожном транспорте приходится управлять десятками тысяч перемещающихся локомотивов, сотнями тысяч вагонов, выполняющих перевозочную работу свыше 3000 млрд. т-км и 300 млрд. пасс-км/год на сети с эксплуатационной длиной более 138 тыс. км. Параллельно с этими физическими транспортными потоками возникают огромные информационные потоки после каждой грузовой отправки или поездки пассажира, перемещения поезда, ремонтных работ и т. д. Все эти потоки информации, суммарно оцениваемые в 1—2 млрд. дес. зн./сут, должны быть систематизированы, обработаны и использованы для оптимизации процессов управления. АСУ ЖТ должна выдавать оперативные планы и прогнозы, результаты экономических и инженерных расчетов, оптимизированные по заданному критерию решения для долгосрочного и краткосрочного на средние сроки оперативного планирования, рекомен-

дации по управлению, а в управляющих подсистемах—выполнять и автоматическую их реализацию.

АСУ ЖТ состоит из обеспечивающей и функциональной частей. Обеспечивающая часть включает в себя информационную базу, комплекс технических средств, математическое и программное обеспечение, а также организационные основы, регламентирующие правовые нормы и функции отдельных звеньев АСУ ЖТ.

Функциональная часть содержит подсистему «Технико-экономическое планирование работы и развития железных дорог (автоматизированная система плановых расчетов—АСПР)», которая своевременно и высококачественно разрабатывает долгосрочные пятилетние и годовые планы развития и работы транспорта и контролирует ход их выполнения.

Функциональная часть АСПР ЖТ включает в себя следующие разделы: грузовые перевозки и грузооборот, пассажирские перевозки и пассажирооборот, капитальные вложения, показатели использования подвижного состава, капитальный ремонт основных средств; труд, заработная плата, эксплуатационные расходы, промышленное производство. Для реализации функций в АСПР ЖТ создается комплекс экономико-математических моделей и информационное обеспечение, состоящее из данных двух категорий: первая характеризует внешние условия функционирования железнодорожного транспорта (директивные плановые задания; ограничения по трудовым, материальным и финансовым ресурсам; сведения о планах производства, потребления важных транспортноемких видов продукции, транспортно-экономических связях территориальных районов), вторая образуется внутри АСУ ЖТ (отчетные данные, характеризующие динамику и состояние планируемых объектов; нормативы затрат трудовых и материальных ресурсов; заявки и предложения к плану со стороны всех других подсистем АСУ ЖТ).

АСПР ЖТ рассчитывают плановые показатели объемов работы сети, дорог, отделений и линейных предприятий, а также наилучшее использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; анализируют и контролируют ход выполнения планов.

Подсистема «Нормирование перевозочного процесса» обеспечивает расчеты для составления технологических документов длительного действия, организующих эксплуатационную работу железных дорог, низовых подразделений и сети в целом, а также анализа их выполнения. К первому тематическому разделу функциональной подсистемы относятся три основных комплекса задач: планирование и организация вагопопотоков, разработка графика дви жения поездов, разлитие и использование технических средств и пропускной способности. Второй тематический раздел включает в себя комплекс задач технического нормирования эксплуатационной работы сети железных дорог и их подразделений, решаемых ежемесячно в соответствии с установленным регламентом.

Подсистема «Оперативное управление перевозочным процессом»совершенствует оперативное управление поездной и грузовой работой на основе эффективного использования пропускных способностей и подвижного состава. Указанная цель достигается созданием информационной системы для всех уровней управления, на базе которой возможно решение оптимизационных задач. Создаются информационно-справочные системы для управления перевозочным процессом на основе установленных учетных и отчетных данных.

Подсистема «Управление перевозкой грузов в контейнерах» (АСУ «Контейнер») решает задачи планирования, учета и технологии управления контейнерными перевозками в масштабе сети железных дорог. Одной из важнейших задач АСУ «Контейнер» является создание субподсистемы по автоматизации управления контейнерным пунктом (АСУКП).

Подсистема «Управление грузовой и коммерческой работой»АСУ-М охватывает задачи, которые по функциональному назначению и условиям решения можно разделить на следующие группы:

  • учет погрузки, отправления вагонов и грузов, оперативная и статистическая отчетность по отправлению грузов;
  • статистика перевозок и составление отчетности о полученных доходах и их распределении;
  • автоматизация расчетов с клиентурой за перевозки грузов;
  • разработка месячных и квартальных планов перевозок грузов;
  • автоматизация учета качественных показателей грузовой и коммерческой работы;
  • обеспечение информацией о грузовой и коммерческой работе пользователей других функциональных подсистем.

Подсистема «Управление пассажирскими перевозками» (АСУ-Л)решает задачи двух групп. К первой группе отнесены задачи, решаемые в реальном масштабе времени, осуществляемые на базе многомашинного комплекса «Экспресс». Задачи второй группы включают в себя технико-экономическое и оперативное планирование пассажирских перевозок на сети, обработку исходных данных отчетности по пассажирским перевозкам.

Автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями (АСУ «Экспресс») предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на железной дороге. Функции АСУ «Экспресс» выполняются решением двух групп задач: непосредственное выполнение через линии связи билетно-кассовых операций в процессе обработки заказов пассажиров в реальном масштабе времени,; получение статистической отчетности по пассажирским перевозкам.

Подсистема «Управление локомотивным хозяйством» имеет организационную структуру, представленную четырьмя звеньями:

Главное управление локомотивного хозяйства, службы локомотивного хозяйства в управлениях дорог, локомотивные отделы в отделениях дорог и локомотивные депо. Содержание функциональной части подсистемы состоит из следующих комплексов: анализ технического состояния тягового подвижного состава (ТПС); планирование ремонта ТПС, включая составление плана ремонта ТПС на всех уровнях управления; автоматизированное ведение поездов; управление материально-техническим снабжением; нормирование и планирование работы локомотивных бригад; планирование и нормирование топлива и электроэнергии на тягу поездов; планирование производственно-финансовой деятельности локомотивного хозяйства; планирование развития объектов локомотивного хозяйства.

Подсистема «Управление эксплуатацией и ремонтом вагонов» (АСУ-В) осуществляет анализ результатов эксплуатационной работы подразделений вагонного хозяйства, контроль за ходом выполнения плана ремонта вагонов в депо, централизованный учет вагонного парка, оценку его надежности и технического состояния, а также планирование развития ремонтной базы с учетом темпов роста парка вагонов и интенсивности его использования. Одна из основных целей подсистемы — обеспечение оптимального режима работы вагоноремонтных предприятий и своевременное снабжение производства всеми видами ресурсов.

Подсистема «Управление устройствами электроснабжения и энергетики» (АСУЭ) совершенствует управление устройствами электроснабжения и энергетики на основе оптимального планирования и максимальной автоматизации производственных процессов, обеспечивающих поддержание заданных режимов в системе электрической тяги, а также наиболее эффективное использование устройств, материальных и трудовых ресурсов.

Подсистема «Управление эксплуатацией и ремонтом пути, сооружений и устройств»(АСУ-путь) совершенствует организацию, планирование и управление путевым хозяйством. В ней предусмотрено решение задач по содержанию и ремонтам пути и искусственных сооружений, соответствующих условиям бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями при обеспечении наименьшей себестоимости перевозок, зависящей от путевого хозяйства, и по наилучшему использованию путевых машин и механизмов, определение оптимального качества, продолжительности и использования «окон» для производства путевых работ, учет, анализ и прогнозирование гидрометеорологических факторов.

Подсистема  «Управление   капитальным   строительством» (АСУКС) совершенствует управление капитальным строительством, улучшение основных технико-экономических показателей работы организаций и предприятий, оптимизацию распределения трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов с целью повышения эффективности грузовых и пассажирских перевозок.

Подсистема «Сводного оперативно-статистического учета и отчетности» (АСЖС) разрабатывает, анализирует и своевременно представляет руководству, плановым и оперативным органам Министерства путей сообщения, ЦСУ при Совете Министров СССР и другим организациям достоверные, обосновапые данные, которые должны правильно отражать ход выполнения планов развития транспорта, наличие рабочей силы и материальных ресурсов и их использование, соотношения в развитии отдельных отраслей хозяиства транспорта, а также резервы для успешного выполнения планов.

Подсистема «Материально-техническое  обеспечение»  (АСУ МТО) совершенствует управление материально-техническим обеспечением всей транспортной системы. Главная цель создания АСУ МТО — повышение эффективности транспортного производства и управления МТО за счет обеспечения оптимального режима снабжения всех потребителей материальных ресурсов.

Подсистема «Управление финансовой деятельностью» (АСУ Фин)повышает эффективность управления финансовой деятельностью ХТ на всех уровнях управления путем создания системы оптимизационных расчетов финансовых планов, повышения обоснованности и информационной обеспеченности управляющих решений, усиления действенности хозрасчета, возможности своевременного, быстрого и высококачественного получения показателей, необходимых для управления финансами, согласованности и сбалансированности финансовых и производственных планов, освобождения финансовых работников от ручной счетной работы.

В АСУ ЖТ предусмотрены также подсистемы «Бухгалтерский учет и отчетность», «Планирование, учет и анализ кадров», «Научно-техническая информация и управление научно-исследовательскимим опытно-конструкторскими работами», «Управление железнодорожной промышленностью».