Warning: Table './ogas_kiev/drupal_cache_page' is marked as crashed and should be repaired query: SELECT data, created, headers, expire, serialized FROM drupal_cache_page WHERE cid = 'http://ogas.kiev.ua/glushkov/pryntsypy-postroenyya-ogas' in /var/www/ogas.kiev.ua/includes/database.mysql.inc on line 128
Глушков В.М.
Задача создания общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки экономическом информации для нужд учета, планирования и управления /сокращенно ОГАС/ была постав лена Директивами ХХ1У съезда КПСС.
В создании общегосударственной автоматизированной системы имеется два основных аспекта. Первый - технико-информационно-программный аспект. Второй - функциональный, связанный с разде лением этой большой охватывающей все проблемы автоматизации управления экономикой системы на отдельные подсистемы, на отдельные модели.
При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: со вершенно необоснованной является точка зрения, что создание отдельных функциональных подсистем, на которые подразделяется ОГАС, а именно - автоматизированная система плановых расчетов /АСПР/ автоматизированная система управления материально-техничес ским снабжением /АСУМТС/, автоматизированная система государственной статистики/АСГС/, автоматизированная система управле ния научно-техническим прогрессом, отраслевые системы, может полностью решить задачу автоматизации управления экономикой в нашей стране. ОГАС не может быть простой механической суммой составляющих его подсистем. Это их органическое объединение с большим количеством стыковых, межведомственных задач.
В связи с этим следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. До постановки на ХХ1У съезде КПСС задач по автоматизации управления в нашей стране автоматизировались в основном вертикальные связи, поскольку подсистемы выделялись в соответствии с существующим отраслевым принципом управления. Так же строились связи и между автоматическими системами /АС/. Т.е. АСУ предприятий связывались с АСУ отрасли, промышленности, министерствами или с главными вычислительными центрами министерства. Последние в свою очередь устанавливали связи с ВЦ Госплана и других общегосударственных органов управления.
Такие связи безусловно важны и необходимы. Но они недостаточны для решения многих важных задач управления. Поэтому чрезвычайно важными являются связи между предприятиями различных ведомств, различных министерств, т.е. между экономическими ячейками, находящимися на одном иерархическом уровне, но принадлежащими к разным ведомствам.
Такие связи мы называем горизонтальные. Эти связи являются чрезвычайно важными, потому что многие задачи, связанные с взаимодействием предприятий, принадлежащих различным ведомствам и министерствам в настоящее время настолько громоздки и требуют такого количества вычислений, что без соответствующей автоматизации их невозможно решить с достаточной точностью. Многие из них вообще не могут быть решены или решены в незначительном объеме.
Прежде всего остановимся на первом аспекте проблемы -технико-информационно-программной базе ОГАС. Об этом имеются четкие указания в Директивах ХХ1У съезда КПСС: технической базой ОГАС должна стать единая государственная сеть вычислительных центров - ЕГСВЦ - и единая автоматизированная системе связи страны.
Как сейчас строится и будет строиться в будущем ЕГСВЦ? Есть три основных типа вычислительных центров, из которых строится ЕГСВЦ. первый тип - ведомственные ВЦ индивидуального пользования. Они принадлежат предприятиям, министерствам или другим органам управления, например территориальным органам управления -облисполкомам или горисполкомам, министерствам /республиканским или союзным/, общегосударственным органам - Госплану СССР или Государственному комитету по материально-техническому снабжению и т.д. Вычислительные центры первого типа в свою очередь разделяются на два подтипа: на ВЦ, принадлежащие предприятиям и ВЦ органов управления.
Второй тип - ведомственные и кустовые ВЦ, коллективного пользования, работающие по территориально-ведомственному принципу. Они обслуживают группу мелких предприятий какого-либо ведомства, расположенных в определенном районе и для которых строительство самостоятельных вычислительных центров не целесообразно.
К первому типу относятся государственные вычислительные центры коллективного пользования - ВЦКП. Они будут принадлежать государственному органу, специально направленному на выполнение информационно-вычислительных задач и обслуживать как мелких, так и крупных пользователей независимо от их ведомственной принадлежности. Автоматизированная ВЦКП станет основой автоматизированной информационно-вычислительной службы страны.
По проделанным расчетам в настоящее время необходимо построить 200 таких ВЦ, т.е. приблизительно столько, сколько существует в нашей стране административных единиц /областей, автономных республик и др./, т.е. практически в каждом областном центре должен быть построен один вычислительный центр коллективного пользования. В зависимости от условий и необходимости некоторые области будут иметь и два ВЦКП.
Затем с помощью системы связи 0ГСПД - общегосударственной системы передачи данных, т.е. системы связи, нацеленной на передачу цифровой алфавитной информации - эти ВЦКП будут связаны с абонентами. Абонентами ВЦКП могут быть различные предприятия и органы управления, не имеющие своих собственных ВЦ.
Для вхождения в ВЦКП каждый пользователь должен иметь специальный абонентский пункт. В зависимости от количества решаемых задач, от информационных потоков, эти пункты будут оснащены оборудованием различной мощности, простейший абонентский пункт будет иметь обыкновенный телетайп и обслуживаться дежурным оператором. Наиболее сложный абонентский пункт будет состоять из миникомпью-тера и различного рода периферийных запоминающих устройств.
Такой абонентский пункт по существу будет своеобразным мини-вычислительным центром. Некоторые простейшие вычислительные и информационные потребности данного абонента он сможет выполнять самостоятельно. А для решения более сложных задач обращается в ВЦКП.
Если рассматривать ЕГСВЦ как простое техническое средство для обслуживания потребителей с удаленных пунктов, прежде всего, с удаленных терминалов, то его режимом работы будет режим разделения времени, пакетной обработки и пр. по более-менее случайным или регулярным запросам.
В настоящее время такого рода системы уже имеются в мире. Это чисто коммерческие предприятия, обслуживающие вычислительными мощностями различных потребителей. Но в наших условиях мы не можем остановиться только на этом этапе. Мы должны на базе ЕГСВЦ построить ОГАС.
Чем отличается ОГАС от ЕГСВЦ? Какие дополнительные вопросы нужно решить, чтобы превратить ЕГСВЦ в ОГАС? Прежде всего, нужно решить задачу по созданию информационной базы этой системы. За рубежом вычислительному центру или соответствующей сети ВЦ коллективного пользования присущ коммерческий характер. Они нацелены, прежде всего, на простую продажу машинного времени. Создание информационной базы для них - дело самих потребителей, Проектанты этим не занимаются,
В нашей стране эта сеть направлена на вполне определенную задачу: на оптимальное управление экономикой в народном хозяйстве, У нас имеется вполне определенный поток задач. Для их успешного решения необходима определенная информация. Поэтому мы должны проектировать не только саму технику, не только программы, обеспечивающие работу в режиме продажи машинного времени для этой системы, но и процедуры управления, соответствующие экономическую и информационную базы. Этим прежде всего и отличается ОГАС от простой сети ВЦ.
Однако при создании информационной базы ОГАС возникают две основные трудности, которые мешают принимать классический метод проектирования этой системы, первая трудность в создании информационной базы и подходе к проектированию ОГАС состоит в следующем. Структура управления и функции управления экономикой в этой большой системе должны быть чрезвычайно гибким элементом.
В соответствии с классическими методами проектирования при разработке проекта ОГАС сначала устанавливаются цели, ради которых создается система, а также процедуры управления. Затем определяются виды и объем информации, и только после этого организуются информационные потоки.
Создание же информационной базы для такой системы - очень длительный процесс. Зарубежная практика показывает, что создание информационной базы для системы по сложности составляющей примерно 2-3% ОГАС, занимало 7-8 лет. А для ОГАС информационная база будет создаваться лет 12-15. Разумеется за это время как структура управления, так и функции органов управления несомненно изменяться и вся работа будет затрачена впустую.
Вторая трудность заключается в том, что ОГАС помимо регулярных потоков информации будет получать и различные случайные запросы на информацию со стороны самых различных абонентов. А, как известно, аппетит рождается во время еды. Сколько бы мы не проводили обследований, эти случайные запросы информации выявить по-настоящему не сможем.
Выход из этого положения может быть только один - система должна строиться как постоянно расширяющаяся. У нее должны быть резервы для внутреннего расширения. Вот эти две основные трудности нужно иметь в виду при проектировании системы.
Итак, как преодолеть вторую трудность я сказал. А как быть с первой трудностью, как создавать информационный массив? Если провести более подробный анализ информационных массивов, то оказывается, что 98-99% трудности состоит в создании первичных информационных массивов, тех массивов, которые отображают первичную экономическую информацию, находящуюся на предприятиях, в КБ и т.д.
Эта информация не зависит от структуры управления экономикой. Она зависит только от реальной технологической действительности, которая имеет место внизу, т.е., существует нечто, я бы не сказал "неизменное", но развивающееся независимо, по другим законам, которые определяют изменение структуры управляющих органов.
Поэтому основная идея, которую я предлагаю в создании ОГАС, состоит в следующем: информационную базу ОГАС, т.е. первичные информационные массивы, надо создавать параллельно и независимо от решения функциональных задач, системы определения задач, которые будет она решать, и, следовательно, от вторичных информационных массивов, которые эти задачи потребуют для себя. Более того, первичные информационные массивы надо привязывать к объективной экономической информации на местах.
И вторая идея - система обращения к первичным массивам -должна быть очень гибкой, т.е. необходимо создание специальной соответствующей программной базы, математического обеспечения, которая позволит быстро извлекать любую информацию из этих первичных массивов, и формировать, в случае необходимости, любые вторичные массивы. Эти первичные массивы могут быть расположены как в вычислительных центрах предприятий, так и кустовых ВЦ, ВЦ коллективного пользования, обслуживающих предприятия.
Что представляют собой первичные массивы? Это массивы, которые описывают основные фонды на предприятиях, включая соответствующие постройки, помещения, различное технологическое оборудование, а также трудовые ресурсы, кадровый массив, нормативные /информационные массивы по нормативам,/, плановые, всевозможные технологические массивы, технологические карты и т.д.
Первичные информационные массивы необходимы для решения задач управления на предприятиях. Поэтому их создание не есть вкладывание капиталов в расчете на отдаленное будущее. Если будут созданы такие массивы, а также системы постоянного их обновления, чтобы они в любое время отображали реальное состояние дел на предприятии, то можно будет строить эффективные системы управления самими предприятиями и уже сегодня получать определенную эффективность, хотя далеко и не полную.
Но для этого надо, естественно, унифицировать соответствующие информационные массивы, разработать формы, определить какие показатели по оборудованию должны в них быть.
Вторая составная часть - это математическое обеспечение. В нем должен быть специальный информационный язык и система программ. Они позволят из первичных информационных массивов на вычислительных мощностях, принадлежащих заводам или на БЦКП /т.е. на первичных ВЦ/ произвести подготовку и выдачу массивов в любых разрезах: из массива с большим количеством показателей выбрать какие-либо 2-3 показателя и сформировать новый массив, или, например, выяснить сколько в нашей стране станков с необходимыми нам характеристиками и т.д.
Такая система аналогична созданной в нашем институте системе "ИНФОР и внедряемой в настоящее время на предприятиях 9-ти машиностроительных министерств /первая очередь/, а также кое-где и в др.местах. И вот такого рода системы должны быть обязательными для всех первичных АСУ, АСУ предприятий.
Однако, недостаточно иметь только информацию внизу и соответствующие программы, чтобы полностью решать все задачи управления. Дело в том, что эта информация принадлежит разным ведомствам. Ведомственные же ВЦ заняты решением своих собственных задач.
Поэтому для того, чтобы организовать потоки информации в государственном масштабе, нужно централизованное межведомствен ное управление всеми информационными массивами и ВЦ, Подчеркиваю: управление именно информацией и ВЦ, а не управление экономикой,
В рамках ОГАС нужно, прежде всего, создавать собственную систему управления со своим собственным хозяйством.
Что необходимо для того, чтобы из первичных массивов, находящихся на ВЦ какого-либо завода, сформировать вторичный массив? Во-первых, надо знать, есть ли эта информация в нужной форме на данном заводе, или нет. Ведь мы условились рассматривать эту систему как развивающуюся. Следовательно, на некоторых заводах уже могут быть созданы массивы, а не других еще нет. А мы им задаем: сделайте такой-то вторичный массив, а у них нет еще первичного.
Во-вторых, необходимо установить, есть ли на данных ВЦ соответствующие программы, с помощью которых они могут выполнить нашу работу. В-третьих, нужно знать, есть ли необходимые технические комплексы для этого выполнения. Потому что может оказаться, что есть и программа и информация, Но программа требует, скажем, 64 Ка памяти, а на ВЦ завода в данный момент работает только 32 Ка. А второй куб остановлен, предположим, на ремонт.
Мы выдаем на ВЦ задание, а оно не может быть выполнено. Значит, надо знать, в каком состоянии находится оборудование ВЦ. И наконец, есть ли свободное время. Такое, которое не связано с необходимостью прекращать решение своих собственных задач, очень важных для управления заводом.
Вот все эти сведения необходимо иметь в специальной системе управления ВЦ, без которой немыслима ОГАС.
По нашей идее предполагается, что соответствующие функции такой системы управления будут сосредоточены в специальной сети информационно-диспетчерских пунктов, которые целесообразно совместить с вычислительными центрами коллективного пользования /ВЦКП/. Поскольку там в них будет сосредоточена значительная часть информации по стране.
Что должен делать информационно-диспетчерский пункт /ИДП/? ИДП - это своеобразный информационно-управляющий ВЦ, который имеет свои собственные вычислительные мощности, и в случае необходимости может дополнительно использовать вычислительные мощности ВЦКП. Его задача, прежде всего, состоит в том, что он ведет автоматизированный каталог всей информации, имеющейся на территории, обслуживаемой данным ИДП.
Этот ИДП должен иметь по соответствующим каналам автоматизированную связь со всеми ВЦ, независимо от их ведомственной принадлежности, расположенных на отведенной ему территории. На территории, например, на территории области /хотя впрочем совпадение с административным делением, не обязательно/.
Итак, ИДП ведет каталог информационных массивов, в котором указано, что на заводе таком-то имеются такие-то информационные массивы, составленные по такой-то форме. Кроме того, на ИДП должен быть каталог программ, т.е. должно быть известно, какие программы имеются на том или ином предприятии и какие характеристики этих программ, какие требуются для их реализации технические средства и пр.
Необходимо также, чтобы в ИДП постоянно была информация о том, в каком состоянии находится сейчас ВЦ и его оборудование, каковы планы загрузки ВЦ, когда у него есть свободное время или время для выполнения работ относительно маловажных, которые можно приостановить в случае наличия срочных межведомственных заказов. Отсюда следует, в частности, что ведомственные ВЦ должны с самого начала проектироваться с определенным запасом машинного времени для удовлетворения межведомственных нужд.
Эти ИДП должны быть связаны между собой каналами связи и обслуживаться специальной службой управления информацией в стране, Возможно для этого потребуется организация специального ведомства.
Вся эта система должна быть построена по союзно-республиканскому принципу, т.е. и в Москве, и в столицах союзных республик будут находиться головные ИДП. В этом плане республиканская автоматизированная система является просто составной частью ОГАС Она ничем по своему построению от ОГАС не будет отличаться.
Создание такой службы управления информацией позволяет совершенно по-новому решать как государственные задачи, так и справочно-информационные по любым заказам. Это могут быть заявки предприятий, например, на тему: какое предприятие может выполнить определенный небольшой заказ без обращения по инстанциям, плановым органам и т.д.
А может быть заказ и с самого верхнего уровня управления, от Совета министров: дать информацию о том, каким образом загружается тот или иной вид оборудования, или какие имеются в настоящее время запасы того или иного вида материалов по всей стране или по определенной территории и т.д. Т.e. запросы могут быть самые разнообразные.
Если такая система будет создана, то все первичные экономические ячейки, все органы управления, предприятия, КБ и т.д. будут входить в нее через собственные ВЦ или вычислительные центры коллективного пользования. Они будут абонентами этой системы. Там же, где своих собственных ВЦ не окажется, например, в каком-либо поселковом совете, будут организованы специальные абонентские пункты. С помощью обычного телетайпа эти пункты будут связаны с ближайшим ВЦКП и соответствующим ИДП.
Любой запрос на информацию поступает прежде всего на ИДП. От государственных органов управления в соответствующий головной ИДП, а от низовых организаций - в ближайший территориально ИДП. Там, прежде всего, должны быть предусмотрены процедуры автоматической юридической проверки имеет ли данный абонент право на доступ к соответствующей информации.
Итак в системе накапливаются соответствующие заявки, автоматически определяется их приоритет, уточняются загрузки вычислительных центров, на которых они будут выполняться, составляются расписания выполнения этих заявок. После этого информационно-диспетчерский пункт дает команды на ВЦ когда и какие заявки на получение той или иной информации следует выполнять в первую очередь.
При этом для упрощения работы с каналами связи в самих ИДП должны создаваться дубликаты информационных массивов, к которым наиболее часто приходится обращаться. Причем, эти информационные массивы будут уже плавающими.
Например, в настоящее время мы ведем большое количество расчетов, вызванных составлением и реализацией государственной программы развития животноводства в нашей стране. В связи с этим очень большое количество разных органов, от райкомов партии до Совета Министров, запрашивают информацию, касающуюся животноводства.
Безусловно, при наличии вышеупомянутой системы такую информацию можно было бы получить прямо снизу, с мест по местным каналам связи. Но это будет делом трудным и потребует много времени. Поэтому на период составления этой программы ИДП может решить эту задачу простым способом, без загрузки каналов связи.
Используя различные транспортные средства /вертолетов, мотоциклов и пр./он может непосредственно с низовых предприятий получить соответствующие магнитные ленты и создать у себя дубликаты этих информационных массивов. Благодаря этому основная масса заявок на информацию может быть удовлетворена без непосредственного обращения к местным первичным информационным массивам.
После того, как эта задача будет решена в государственном масштабе эти массивы могут быть вычеркнуты и заменены новыми. Таким образом вторичные информационные массивы, созданные на ИДП в системе ОГАС будут "плавающими". Они все время будут приспосабливаться к тем условиям, которые в данный момент складываются в управлении экономикой. Тем самым хорошо решается и то противоречие, упомянутое выше, а именно, как изменить вторичные информационные массивы.
Допустим создается новый орган управления, новое министерство или меняются функции старых органов управления. Коль скоро появились новые задачи - необходимы новые информационные массивы. Заявка на эти вторичные информационные массивы поступает в сеть ИДП, т.е. в информационно-диспетчерскую службу.
ИДП определяет по каталогу, где эта информация в более подробном виде на местах находится, дают соответствующую команду, готовят информационные массивы по кускам /как правило, на предприятиях/, свозят их или получают по каналам связи и с помощью своих вычислительных мощностей объединяют эти массивы. За короткое время орган управления получает новую информационную базу.
Одновременно с этим решаются задачи актуализации, т.е. обновления этих массивов, чтобы они все время отражали действительное положение вещей, а также составляется план кто должен передавать информацию в новый орган управления или старый, но с изменившимися функциями.
Следующий - не менее важный вопрос - сжатие информации. По поводу сжатия информации для нужд управления на верхних уровнях в настоящее время написано очень большое количество работ. Многие пытаются решить какой информацией нужно обладать на верху, чтобы в иерархической системе хорошо управлять экономикой. По-моему мнению есть одно универсальное решение этого вопроса. Оно состоит в следующем.
Самое эффективное сжатие информации - это варианты проектов решений по данному вопросу. И по существу традиционные системы управления, которые сейчас имеются в экономике работают именно по этому принципу. Если, скажем, Совету Министров или любому другому органу управления нужно подготовить решение по какому-то вопросу, например, по проблеме Байкала, то первое, что делается - дается поручение. В Совете Министров сначала определяют, кто имеет отношение к данной проблеме.
Когда такой круг лиц и организаций определен, дается поручение: таким-то в такой-то срок подготовить предложения и проект решения по этому вопросу. И указывается головной, ответственный за выполнение этого поручения.
Вот это, собственно и есть самая пока что лучшая сжатая информация. Но она готовится людьми и в этом случае дается лишь один вариант решения. Если же разрабатывается несколько вариантов, то, как правило, не делаются оценки по многочисленным параметрам. Люди просто не успевают этого сделать.
Поэтому в условиях автоматизированного управления соответствующие поручения должны даваться не организациям /можно, конечно и организациям/, а прежде всего - ВЦ.
Таким образом, для эффективного управления информацией в нашей стране должна быть создана временная конфигурация ВЦ и организована их совместная работа над проблемой. Естественно, что это будет делаться в человеко-машинном режиме. За пульты центральных ВЦ /в будущем такие пульты могут быть установлены не обязательно в центральных организациях/, садятся соответствующие люди, обладающие не формальными знаниями по данному вопросу. Все формализованные вычисления делаются ВЦ.
Поскольку эти ВЦ принадлежат различным ведомствам и у них разные планы загрузки по своим собственным задачам, то, следова-тельно, кто-то должен организовать их работу, сказать, что вот сегодня, в данную секунду, минуту этому центру считать то-то, передавать информацию туда-то и т.д. Именно эту задачу и должна на себя взять сеть ИДП в ОГАС. В этом и состоит его главная межведомственная роль.
Таким же способом можно организовать конфигурации ВЦ для решения низовых задач, скажем, для согласования расписаний, для синхронизации работы поставщиков и потребителей. Для этого ВЦ предприятий связываются между собой и организовывают эту работу.
Здесь могут иметь место два момента. Первый - когда задачи, которые решаются, требуют сравнительно небольшого объема передаваемой' друг другу информации, не требуют больших вычислительных мощностей и могут быть выполнимы низовыми ВЦ. В таком случае конфигурация ВЦ основывается на принципах телеграфной связи: низовой ВЦ что-то посчитал, послал соответствующую информацию в виде телеграммы. Она принимается каким-то ВЦ. Тот через два-три часа посчитал свою задачу и послал телеграмму в другой ВЦ /под управлением сети ИДП/ и т.д.
И второй момент. Как показывает практика, существуют задачи /мы их видим уже сейчас и они, кстати сказать, являются наиболее важными для получения ощутимого экономического эффекта/, с огромными информационными потоками, которые при любых разумных требованиях к развитию систем связи не могут быть удовлетворены местными каналами связи, потому что сами предприятия, как правило, будут подсоединяться к своим ИДП по каналам связи от 1200 - 9600 ботт.
Таким образом, в пределах одного телефонного канала, в зависимости от типа применяемого модема, будет та или иная пропускная способность. Вот эти то пропускные способности и являются недостаточными для решения многих задач, наиболее эффективных с точки зрения улучшения управления экономикой.
Как же в таком случае нужно построить нашу систему? Для этого можно предложить следующий режим решения задачи. Для решения этих межведомственных задач на ВЦКП и ИДП выделяется необходимое время. Затем на соответствующий информационно-диспетчерский пункт, на определенное время вызываются люди из ВЦ, расположенных на территории, подведомственной этому ИДП со своими магнитными лентами, дисками, программами, после этого начинается решение задачи с использованием огромных вычислительных мощностей, сосредоточенных в ВЦКП и ИДП, с одной стороны, и с огромными пропускными способностями каналов связи между ИДП.
Проведенный нами анализ показывает, что для решения целого ряда вот таких важнейших задач управления, необходимо чтобы все 200 главных ВЦ страны с ВЦКП и ИДП на них работали бы как один вычислительный комплекс.
Что это значит? Это значит, что соответствующая машина, находящаяся, например, в Киеве, может читать магнитные диски в Хабаровске и в то же время записывать на магнитную ленту информацию из Москвы. Вот с такими скоростями должны работать каналы связи, для того, чтобы решать самые сложные задачи управления межведомственного характера, чтобы в эти самые 1,5-2 раза ускорить темпы развития экономики.
Для выполнения этих задач необходим иной подход к общегосударственной системе передачи данных - ОГСПД. Сейчас ОГСПД вписывается в нынешние телефонные каналы, в то время, в принципе когда можно /и это уже делается в некоторых системах передачи данных/ обойдя каналообразующую аппаратуру, войти прямо в широкополосную часть каналов связи.
Напомню как сегодня строятся системы дальней связи. Имеется очень широкий канал, по которому можно пропускать многие мегагерцы. Это - кабельная линия, или радиорелейная линия, спутниковая связь, С помощью специальных полосовых фильтров аналоговой аппаратуры нарезывается спектр из отдельных кусочков размером 3000 гц, которые по одному физическому каналу передаются параллельно, скажем, 10000 телефонных разговоров. Так вот, современная тенденция в ОГСПД состоит в том, чтобы через эту каналообразную аппаратуру, через модемы проникнуть с алфавитно-цифровой информацией в каналы связи.
Но можно сделать и иначе: построить широкополосный модем и, минуя каналообразующую аппаратуру, занять сразу весь канал. Так делается в случае передачи по этим каналам телевизионных программ. Правда, там часть полосы отделяется для телевизионных передач, а часть для телефонных разговоров.
В принципе же можно, не используя специальные каналы, занять всю телевизионную полосу. Для этого необходимо: во-первых, чтобы расчеты делались в то время, когда нет телепередачи /такое время есть - поздняя ночь, раннее утро/ и, во-вторых, иметь широкополосные модемы.
Таким образом возникает еще одно требование к технической базе ОГАСа - ЕГСВЦ, а именно: программная совместимость вычислительных мощностей на ИДП в ВЦКП с вычислительными мощностями у абонентов. Почему? Потому, что если абонентов с их лентами, дисками и пр. будут приглашать в такой режим работы на ВЦ, то необходимо, чтобы их программы могли идти на машинах данного ВЦ.
Если эта проблема будет решена, то у информационно-диспетчерской службы появится возможность выполнять и другие функции, например, аварийное резервирование. Так, в случае, если те или иные вычислительные мощности на предприятии по каким-либо причинам выйдут из строя, то решение наиболее ответственных для этого предприятия задач временно сможет взять на себя ВЦКП или ИДП. То же самое можно сказать и о снятии пиковых нагрузок в вычислительных мощностях.
Если на заводе возникает перегрузка ВЦ, то он может временно воспользоваться вычислительным центром коллективного пользования или ИДП, передавая туда часть информации и решая там свои задачи. Кстати, эта сеть должна обладать правом юридическим перераспределения нагрузок. Т.е. в том случае, если центр ИДП и ВЦКП в настоящее время перегружен, а где-то на территории Советского Союза имеется ведомственный ВЦ, недогруженный в данный момент, то соответствующая служба должна иметь право перераспределять нагрузку, естественно, с последующими взаимными финансовыми расчетами за использование машинного времени. Как это делается в настоящее время для системы электростанций.