Предэскизный проект (предварительный вариант) Единой Государственной сети вычислительных Центров СССР (ЕГСВЦ) (2)

Научно-техническая комиссия, образованной по постановлению Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ СССР от 21 февраля 1964 г. во главе с Глушковым В.М.

Дата публикации: 
1964

ЕГСВЦ

Назначение и функции Единой государственной сети
вычислительных центров

ЕГСВЦ должна обеспечивать реализацию следующих основных положений единой системы оптимального планирования, учета и оперативного управления народным хозяйством страны:

1. Планирование и управление должны быть оптимальные: и должны обеспечивать непрерывность разработки перспективных и текущих планов в тесной связи с оперативным управлением.

2. Планирование и управление народным хозяйством должны осуществляться по территориально-отраслевому принципу.

3. Первичная информация должна собираться непосредственно с мест ее возникновения в целях обеспечения своевременности и достоверности. Сбор первичной информации должен осуществляться по территориальному принципу, обработка в отраслевых и специальных разрезах и выдача руководящим органам любого уровня соответствующей сводной укрупненной информации должны обеспечиваться за счет единства ЕГСВЦ. Тем самым резко уменьшается нагрузка по составлению отчетности в низовом звене и уменьшается поток сообщений снизу вверх при повышении его информационной насыщенности.

4. ЕГСВЦ должна базироваться на единой системе экономической информации, максимально унифицированной и допускающей почти полную автоматизацию процессов сбора, передачи и обработки первичных данных.

Положение единой системы планирования, учета и оперативного управления в значительной мере определяют основные принципы построения и функции ЕГСВЦ.

I. Единая сеть государственных вычислительных центров должна строиться по территориальному принципу, опираться непосредственно на предприятия и связывать поступающие от них сведения в единый информационный поток.

2.Сеть должна функционировать как единая вычислительная си-стема,т.е. должна обеспечивать возможность совместной работы ма-


шины в ходе выполнения разнообразных народнохозяйственных задач планирования и управления, а также оперативного обмена информацией между отдельными центрами.

3.Сеть должна обеспечивать выдачу в установленные сроки всем государственным и директивным органам, осуществляющим планирование и управление, сведений, необходимых этим органам для эффективного выполнения воплощенных на них функций. При этом должно быть обеспечено машинное дублирование информации в потоках и полностью исключено дублирование информации на входе сети.

4.Сеть должна обеспечивать проведение всех процессов обра-ботки информации, связанных с реализацией оптимальных методов народнохозяйственного планирования во всех звеньях. Одновременно с расчетом планов необходимо производить пересчет государственных цен по развернутой номенклатуре изделий.

5.Сеть должна обеспечивать бесперебойную деятельность ор-ганов оперативного управления, направленную на реализацию народнохозяйственных планов; осуществлять расчеты, связанные с оперативным управлением народный хозяйством, его отраслями, объединениями и предприятиями; своевременно выдавать сведения о всех отклонениях от плана всем заинтересованным организациям и вырабатывать им рекомендации для принятия решений.

6.Сеть должна на основе информации, поступающей в ходе пост-роения народнохозяйственного плана и оперативного управления хо-дом его выполнения, накапливать статистические сведения, необхо-димые для периодического контроля, анализа тенденций развития экономики страны и отдельных ее звеньев (в том числе по программе ЦСУ СССР), а также для ведения научных исследований.

7.Для оперативного управления к планирования в отраслях на-родного хозяйства, обладающих специфическими особенностями функ-ционирования и режима деятельности, допускается организация ло-кальных или ведомственных подсистем, взаимодействующих с единой государственной сетью вычислительных центров. Однако вычислительные мощности этих систем используются только для решения специфических внутренних задач, а все планово-экономические задачи решаются в единой сети, в пределах комплексной межотраслевой модели.

Для эффективного обеспечения всех органов плакирования и управления народным хозяйством необходимой планово-экономической
информацией ЕГСВЦ должна содержать звенья различных уровней организуемых применительно к свойственным нашей экономике принципам демократического централизма. Это означает, что единая государственная сеть строится по принципу соподчинения нижнего звена верхнему, причем каждое звено выполняет работы, определяемые соответствующим уровнем планирования и управления.

Первичными ячейками, питавшими государственную сеть экономической информации, являются предприятия, колхозы,  совхозы, учреждения и любые организации, рассматриваемые как первичные объекты управления. Одна и та же организация (например, совнархоз) при этом может рассматриваться как первичный объект управления (и, как таковая, должна сообщать в сеть сведения о своей внутрихозяйственной деятельности, например, о фонде заработной платы, структуре должностных окладов и т.п.) и как орган управления по отношению к соответствующему звену народного хозяйства (имея право направлять в сеть директивную информацию для предприятий и организаций этого звена).

В функции Единой государственной сети вычислительных центров, как правило, не входит производственно-оперативное обслуживание технологических и прочих процессов непосредственно в первичном объекте управления.

Коротко резюмировать основные задачи ЕГСВЦ можно следующим образом:

а) ЕГСВЦ должна обеспечить органы планирования и управления на всех уровнях соответственно подобранной информацией, необходимой для эффективного выполнения их функций, концентрируя внимание руководителей на возникающих диспропорциях и отклонениях, требующих неформализованного (т.е. человеческого) вмешательства;

б) в основу функционирования информационной системы ЕГСВЦ должен быть положен принцип раннего обнаружения возникающих отклонений, т.е. используемые модели народного хозяйства должны обеспечивать возможность прогнозирования дальнейшего его развития при условии наличия данных по настоящий момент включительно;

в) ЕГСВЦ не только обеспечивает директивные органы необходимой информацией и вариантами решений, но и доводит указания руководящих органов до исполнителей с максимальной оперативностью;


г) работа системы целиком подчинена принципам демократического централизма, т.е. в пределах своей компетенции, четко оговоренной и зафиксированной, местные органы имеют право и возможность принимать любые решения; в то же время вышестоящие организации имеют возможность проконтролировать эффективность и целесообразность принимаемых на местах решений, для чего им достаточно запросить более детальную информацию из ЕГСВЦ; единая система позволяет эффективно и оперативно учитывать инициативу предприятий и организаций по повышению производительности труда и эффективности производства, давая механизм их сопоставления в ходе выполнения итераций в плановых расчетах;

д) руководители любого звена имеют возможность проверить предполагаемые решения на модели и выбрать наиболее действенное; кроме того, сведения о наличии отклонений, как правило, могут сопровождаться возможными вариантами решений, оптимальными по тому или иному критерию.